Психология развития ребёнка: пять ключевых аспектов

Развитие ребёнка состоит из множества аспектов. Попробуем разобраться в психологии развития ребёнка, выделив пять ключевых элементов: психическое развитие ребёнка, психологическое развитие ребёнка, познавательное развитие ребёнка, речевое развитие ребёнка, эмоциональное развитие ребёнка.

* Психическое развитие ребёнка

На развитие психики ребёнка влияют, в частности, биологические и социальные факторы.
25444
Биологический фактор: здесь учитываются общие особенности психики человека (в частности, развитие нервной системы, уровень развития рефлекторной деятельности), а также индивидуальные особенности, передающиеся по наследству.

Социальный фактор: ближайшее окружение, стиль воспитания и особенности обучения ребёнка.

* Психологическое развитие ребёнка

Психологическое развитие ребёнка тесно связано с возрастными особенностями его психики, стадиями психического развития. Например, развитие детей от 1 года до 3 лет – это познание собственных физических возможностей, становление и развитие речи, формирование мышления. Развитие детей 4-6 лет – это развитие мышления и самосознания, высокая речевая и социальная активность.

* Познавательное развитие ребёнка

Образно говоря, познавательное развитие ребёнка – это непрерывный процесс превращения полученной информации в собственные знания. В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

Кстати, о познавательном развитии детей дошкольного возраста мы уже немного писали в тексте про развитие дошкольников.

* Речевое развитие ребёнка

Хотя развитие речи у детей очень индивидуально, основной период речевого развития ребёнка – возраст от года до двух. Удивительно, как малыш, с трудом произносящий звуки и слоги, вдруг начинает без умолку говорить! Сначала немного неуверенно, путая слова и придумывая собственные, дети довольно быстро начинают говорить связно и достаточно грамотно. Способствовать речевому развитию ребёнка родители и педагоги могут, в частности, так:

* вовлекать ребёнка в общение;
* описывать вещи, действия и явления во время общения с ребёнком;
* называть предметы во время игр с ребёнком, комментировать игровой процесс;
* расширять словарный запас ребёнка, понятно и полно отвечая на детский вопрос: «Что это?»;
* говорить с ребёнком, полностью произнося речевые фразы и соблюдая правила грамматики и орфоэпии;
* играть с ребёнком в словесные игры;
* следить за тем, чтобы ребёнок употреблял и произносил слова правильно.

* Эмоциональное развитие ребёнка

Считается, что эмоциональное созревание ребёнка продолжается с дошкольного до среднего школьного возраста. На эмоциональное развитие ребёнка влияет практически все, что он получает из окружающего мира: книги и музыка, мультфильмы и компьютерные игры, наблюдение за природой и за другими людьми. Особое влияние на эмоциональное развитие ребёнка оказывает игра: как самостоятельная, так и командная.

Понаблюдайте за тем, как ваш ребёнок играет в одиночестве: какие эмоции он проявляет сам? какими эмоциями он наделяет те или иные игрушки и почему? как развивается сюжет его самостоятельной игры?

Когда ребёнок играет с другими детьми, его эмоциональный портрет проявляется особенно ярко. Обратите внимание, как складываются отношения ребёнка с другими детьми? с кем он играет охотно, а кого избегает? с какими ребятами эмоциональный контакт ребёнка сильнее, с какими – слабее? перенимает ли ребёнок эмоциональное состояние друзей или сам задает эмоциональный тон командной игре?