Развитие речи у ребенка

Ранний возраст ребенка – период, особенно благотворный для развития речи. В преддошкольном возрасте активное развитие речи связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему, что его окружает. Он хочет все увидеть, потрогать, узнать и всем овладеть. Однако эти желания превышают возможности ребенка, и поэтому он вынужден обращаться к родителям за помощью.

Уже имеющихся средств общения, таких как мимика, жесты и отдельные слова, ребенку уже не хватает. Именно в это время и возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Эти происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет. В этот период многое зависит от взрослых, окружающих и воспитывающих ребенка.
1
Для развития речи чрезвычайно важны внимание и общение с малышом. Однако, нужно знать меру и не вдаваться в крайность – не потакать малейшим желаниям и жестам ребенка. При таком обращении ребенок может долго не заговорить – его и без слов понимают. Разумнее побуждать ребенка к высказыванию своих желаний словами и только после этого выполнять их. Для этого можно сделать вид, что вам не понятно, чего он хочет. Это обострит потребность ребенка перейти к речевому общению.

Самостоятельная речь – важный этап в психологическом развитии ребенка. Речь только заговорившего ребенка мало похожа на речь взрослого человека. Такую речь называют автономной. В нее входят слова, типа «ам-ам», «бя-ка» и т.д. Пользуется ребенок автономной речью не долго и при правильном речевом воспитании она вскоре исчезает. Поддерживать такую речь не следует, так как велика вероятность того, что речевое развитие задержится.

Конец второго года жизни ребенка характеризуется быстрым развитием речи и пополнением словарного запаса, а также усвоением грамматического строя речи. Вначале появляется двух-, трехсловные предложения, затем простые и сложные, начинается употребление служебных слов. К трехлетнему возрасту у ребенка происходит усваивание почти всех падежей. Постепенно появляется монологическая речь, что связано с расширением круга общения, представлений и самостоятельности. Значительная роль в развитии речи принадлежит взрослым, которые знакомят ребенка с эталонами такой речи (сказки, рассказы) и побуждают его к активной описательной речи. Совершенствуется звуковая сторона речи, формируется правильное произношение. Поэтому важно, чтобы речь взрослых была красивой и правильной, звуки четкими и ритм не слишком быстрый. Развитию речи способствует чтение детям художественной литературы, игры, диафильмы, специальные задания и упражнения.

Очень важным фактором в развитии правильной речи у ребенка является то, как построено общение родителей с детьми в возрасте от 0 до 6 месяцев. Если в этот период мамы и папы буду «разговаЛивать» с ребенком, то скорее всего, речь малыша будет формироваться грамматически неправильно. Чтобы речь была стройной и правильной, нужно с самого новорожденного периода разговаривать с ребенком, как со взрослым, т.е. правильно строить фразы, а эмоции можно выражать и с помощью интонаций.